Давным-давно, когда города были еще маленькими, их немногочисленное население ориентировалось во времени по бою часов на городской ратуше. Конечно, для сильных мира сего это было не слишком удобно, ведь одним из их главных достоинств королей, как известно, является точность. Поэтому изобретениями отцов часового дела - карманными, а потом и наручными часами, - пользовались поначалу одни лишь короли и их окружение.
Владея эдаким чудом механики и одновременно символом престижа и достатка, знать, естественно, старательно демонстрировала их повсеместно, наряду с нарядами, мехами и драгоценностями. А поскольку освещение городских улиц и площадей в ту пору оставляло желать лучшего, довольно скоро появилась необходимость в часах со звуковой индикацией времени.
В темное время суток эти приборы оказались просто незаменимыми. Именно поэтому задолго до появления современных наручных будильников широкое распространение в Европе получили так называемые часы с репетиром, или звуковым повторением времени.
Экскурс в историю
В бесконечности бытия человек всегда стремился занять первое место. Чтобы добиться своего, он проявлял необыкновенную изобретательность, поражая сложностью и остроумием своих творений. Но не только желание быть первым является основной движущей силой прогресса: открытия часто рождаются как реакция на вызов в трудные времена.
Переносные часы едва вышли из младенческого возраста, когда итальянец Джакопо Тротти в своем письме к Дюку де Ферраре, датируемом 19 июля 1488 года, предложил вариант часов со звуковыми сигналами времени. Предложение было принято. Фактически оно стало ответом на вызов необходимости. Таким образом, задолго до того как появились часы с подсветкой, часовщики нашли возможность "слышать" время в темноте.
До изобретения фон Шроттером в 1845 году спичек, огонь приходилось добывать путем ударов кремня о кусок стали. Падающие искры направляли на обугленную парусину или трут, пока те не начинали тлеть. Затем нужно было заставить тлеющий трут разгореться, и только после этого можно было уже зажечь свечу и при ее свете рассмотреть цифры на циферблате. Если же в часах имелась функция отбивания текущего времени, или репетир, отсутствие ночного освещения в некоторой степени компенсировалось.
Настенные и настольные часы часто снабжались шнуром, свешивающимся с корпуса. Когда за него дергали, то повторялся бой последнего часа, а в некоторых моделях и четвертей часа тоже. По этой же причине карманные часы снабжались кнопочным устройством: нажимая на него, можно было в случае необходимости заставить часы отбивать четверти часа, полные часы и минуты.
Иногда карманные часы имели и более сложное устройство: снабжались автоматически движущимися фигурами (жакемарами), разными дополнительными устройствами, играли популярные мелодии.
Итак, очень рано в истории развития часового искусства появились часы с боем. Они существуют и сейчас, привнося из старины в современную хронометрию маленькие чудеса музыкальной романтики. В зависимости от возможностей, часы с боем и репетиром делятся на несколько типов.
Классификация
Quarter-repeater
Quarter-repeater (репетир, отбивающий четверти). Озвучивает каждый час и каждую четверть двумя звуками разной высоты. Механизм был изобретен около 1675 года англичанами Р. Эдвардом Бутом Бар-лоу, Даниэлем Квеа (считается, что именно он изобрел минутную стрелку) и Томасом Томпионом. 2 марта 1687 года Даниелю Квеа был выдан патент на изобретение репетира четвертей.
Half-quarter-repeater
Half-quarter-repeater (репетир, отбивающий получетверти). Озвучивает каждый час и четверти двумя разной высоты звуками, а также коротким звуком половинку четверти (7,5 минут).
Five-minute-repeater
Five-minute-repeater (пятиминутный репетир). Озвучивает каждые пять минут и каждый час двумя различными звуками.
Minute-repeater
Minute-repeater (минутный репетир). Озвучивает четверти и минуты двумя различными звуками.
Grande Sonnerie
Grande Sonnerie - репетир, который автоматически озвучивает часы и четверти, повторяет количество часов каждую четверть и повторяет часы, четверти и минуты по требованию.
Petite Sonnerie
Petite Sonnerie автоматически озвучивает часы и четверти, но не повторяет количество часов каждую четверть.
Grande Sonnerie и Petite Sonnerie оснащены фиксатором, который по желанию блокирует работу звукового механизма.
Как работают эти механизмы? Нажав специальную кнопку, к примеру, минутного репетира, мы последовательно услышим сначала определенное количество звуков низкой частоты (это количество часов), затем сдвоенные звуки низкой и высокой частоты (это количество четвертей) и, наконец, звуки высокой частоты (это минуты). Осталось только подсчитать. Семь низких звуков, затем один сдвоенный и три высоких означают, что время - 7-18 (семь часов + 1 четверть + три минуты).
Нельзя не вспомнить знаменитое: "Начало шестого сигнала соответствует пятнадцати часам московского времени". В режиме grand strike часы и четверти озвучиваются автоматически. Переведя минутный репетир в режим lesser strike, Julius Audemars Dynamograph автоматически услышим лишь количество часов. Режим chimes активизирует три гонга вместо обычных двух. Вообще, в сложных часах с боем качество и красота звука напрямую зависят от используемой стали и технологии изготовления гонгов, молоточков и звукового механизма в целом.
В этом направлении проводится огромное количество исследований самыми известными часовыми фирмами, такими, как "Audemars Piguet", "Vacheron Constantin", "Patek Philippe". В 1892 году "Audemars Piguet" разработала и сконструировала свои первые наручные часы с минутным репетиром. В 1998 году, вызвав на соревнование весь мир, компания представила наиболее компактные часы с репетиром - гонговый минутный репетир для женщин. Размером с обручальное кольцо, они вмещают 340 деталей далеко не простого механизма.
Изготовленные из 18-каратного розового золота, часы не могут оставить равнодушной ни одну женщину. Сложные часы, изготовленные женевской фирмой 'Vacheron Constantin", кроме обычного часового механизма снабжены механизмами боя и репетиции четверти часа и минут, будильника, секундомера, а также сложного календарного устройства. Как показали результаты испытаний в женевской обсерватории, по точности хода они соответствуют первому классу прецизионных карманных часов.
Фирма "Patek Philippe" (Женева) в 1914. году на выставке в Берне демонстрировала карманные часы особо сложного устройства. Помимо обычного часового механизма, они были снабжены также механизмами боя и репетиции четвертей часов и минут, секундомера, сложного календарного устройства и механизмом фаз Луны. Каждый из них имел отдельный механизм завода и индикатор резерва хода.
Следуя своей традиции создавать сверхсложные часы, в 2000 году "Patek Philippe" сконструировала модель Star Calibre 2000 (подробно - в апрельском журнале "Часы.Стиль и время" за 2001 год), которая оснащена механизмом боя Grand Sonnerie. Особенность его в том, что он точно воспроизводит мелодию знаменитого лондонского Биг-Бена. Впервые в мире часовщикам прославленной часовой компании удалось в достаточно небольшом пространстве установить необходимое для этого количество гонгов.
В наш век ритм жизни диктует новые законы. Сегодня лишь самые беззаботные и счастливые могут позволить себе не думать о времени. А остальным просто необходимо носить на запястье часы. Причем теперь эти механизмы могут не только измерять время, но и выполнять иные функции. Для того, чтобы в суете мирской не забыть о важной встрече или просто вовремя проснуться, часовые умельцы создали будильники.
Первые наручные часы с будильником были представлены миру в 1947 году фирмой REVUE THOMMEN. Они были названы "CRICKET" в честь известного насекомого - сверчка. Прислушиваясь к живой природе, часовщик этой фирмы Роберт Дитисхайм внезапно, как это часто бывает, натолкнулся на идею наручных часов с будильником. И поскольку точность - вежливость королей, часы "CRICKET" REVUE THOMMEN стали верными спутниками многих президентов США (интересно, кто будил президентов остальных стран?).
В письме Роберту Дитисхайму президент США Линдон Джонсон пишет: "Уважаемый господин Дитисхайм, благодарю Вас за возможность проверить в работе мой наручный будильник "CRICKET". Эти часы настолько важны для меня, что я скучаю, если не ношу их. С дружеским приветом, Л. Джонсон 15 мая 1964 года. Белый дом, Вашингтон"
Для того, чтобы установить время звучания "сверчка", в этом наручном будильнике предусмотрен отдельная заводной ключ, расположенный в положении "2 часа". В положении "4 часа" расположен обычный заводной ключ для завода собственно часов и установки точного текущего времени.
Звук будильника очень напоминает громкое пение сверчка, от которого невозможно не проснуться. А если он прозвучит во время дружеской встречи, собеседники будут весьма удивлены присутствием в комнате этого редкого в городских условиях насекомого. Двойная стенка часов с акустической мембраной усиливает звучание будильника, приводимого в действие оригинальным механизмом на семнадцати рубиновых камнях.
Говоря о часах со звуковым сигналом, нельзя не упомянуть также об электронных часах, которые при нажатии соответствующей кнопки исполняют популярную мелодию или даже человеческим голосом сообщают который час. Существует также множество других вариантов часов с альтернативным способом сообщения времени. Одни из таких часов можно назвать более чем оригинальными.
Для сообщения абоненту времени и чтобы привести его в чувства, в этих часах предусмотрена маленькая иголка, которая выскакивает из корпуса и нежно прокалывает кожу человека ровно столько раз, сколько на данный момент времени. Интересно, куда еще приведет часовщиков их неутомимое воображение?