Еще совсем недавно до начала перестройки не только в мастерских по ремонту часов, но и в любой другой мастерской предоставляющей бытовые услуги населению, почти всегда заказчик общался с часовщиком на прямую, без посредников. Редким исключением были большие мастерские, в которых работали более шести восьми часовщиков. К ним можно отнести и мастерские по ремонту часов на таких крупных заводах как «Ремточмеханика» или «Рембыттехника».
В первую очередь следует отметить тот факт, что таких крупных мастерских были единицы. Прием и выдачу часов после ремонта обычно производил часовщики этой же мастерской, в порядке очереди, или приемщица заказов. Приемщица заказов всегда проходила специальное обучение и имела достаточно четкое представление о ремонте часов, специфике часового производства и особенности эксплуатации часов и других приборов для измерения времени.
Любой человек принимающий и выдающий часы в крупной мастерской обязательно был высококлассным специалистом, способным дать клиенту как просто дельный совет, так и достаточно подробную развернутую консультацию.
После периода перестройки в стране изменилось практически все, не стал исключением и ремонт часов. Технологически все осталось как было, изменения коснулись только в общении между мастером и заказчиком, все упростилось до непосредственного, прямого общения. Посредник или цепочка посредников были исключены из этого общения.
Главная причина – ремонт часов довольно уникальная сфера деятельности, в которой методы экспресс обучения результатов не дают. На подготовку толкового специалиста – консультанта уходит достаточно много времени, в идеале, как и в любой другой области хороший специалист обучается постоянно практически всю жизнь.
Официальных учебных заведений ни по производству, ни по ремонту часов у нас просто нет. «Ремточмеханика» и «Рембыттехника» где часовые мастера обучали молодых часовщиков практически прекратили существование. Достаточно квалифицированных мастеров катастрофически мало, среди них почти нет тех, кто имеет способность время и желание кого - то обучать. Даже в старые добрые времена наставничество было почти наказанием.
Спрос на такое обучение так же очень не велик, ученику мастера по ремонту часов необходимо постоянно и достаточно тяжело работать. Для достижения первых ощутимых результатов нужны годы такой кропотливой работы.
Вторая достаточно серьезная проблема, если даже посредник в цепочке часовщик – заказчик хороший специалист возникновение недоразумений практически неизбежно, хотя их будет относительно не много.
Потому крайне удивительно, что в последнее время массово участились случаи открытия псевдо мастерских по ремонту часов и другой бытовой техники. Главная причина возникновения такого неприятного явления неосведомленность клиента, который попросту оплачивает посреднику сумму превышающую, порой весьма значительно, реальную стоимость ремонта.
Эти «организации» правильнее было бы назвать точками приема. По факту никакого ремонта, кроме мелкого они не делают, но часы в ремонт принимают и якобы отправляют в «центральную мастерскую». Могут действительно назвать реальный адрес хорошо известной мастерской и даже по именам назвать «наших мастеров».
После приемки неисправных часов представитель такой «мастерской» действительно несет часы в ремонт настоящему часовщику как обычный клиент. Но не редко организатор такой «услуги» пытается наладить постоянный контакт с мастером.
Смысл данного предприятия в том что посредник за доставку часов часовщику и последующий возврат клиенту получает 30-50% от назначенной им же, а не мастером стоимости за ремонт обычных часов. В случае ремонта дорогих швейцарских часов, редких сложных или старинных часов 300-400%.
Самое неприятное то, что посредник получающий сверхдоход практически ни за что не отвечает, вся ответственность лежит как и ранее на непосредственном исполнителе, за все отвечает часовщик. Само собой ни один мастер от такого сотрудничества не в восторге, подобные предложения отклоняются однозначно. Но когда посредник приходит под видом обычного клиента распознать в нем мошенника практически невозможно.
Примерно лет восемь назад в киевском метрополитене практически на каждой станции сидели «мастера» с вывеской «ремонт часов» которых даже мастерами любителями с большой натяжкой назвать нельзя. Сколько людей было обмануто этими «мастерами» и сколько часов было безнадежно испорчено навсегда останется тайной.
Пока у них была сверхприбыль их не могли победить ни запреты ни рейды милиции. Но после набора определенной критической массы обманутых клиентов и окончательной дискредитации, организаторы «сервиса» достаточно быстро свернули активность без посторонней помощи.
Бороться с такими явлениями можно долго и безрезультатно, но одно достаточно эффективное средство все же есть. Если не оплачивать услуги посредника, он будет просто вынужден если не прекратить, то как минимум сменить вид деятельности.
В заключении некоторые признаки, по которым можно отличить настоящую нормальную мастерскую от псевдо мастерской точки приема.
Возраст – Если о том что где то рядом появилась новая мастерская Вы узнали из рекламы, будьте крайне осторожны. Чем старше мастерская, тем больше вероятность того что это хорошая мастерская с хорошими часовщиками.
Оборудование - у хорошего мастера всегда много самых разнообразных инструментов, от обычных пинцетов и отверток, до сложных, неизвестных не посвященному человеку приборов. Один из них ППЧ – прибор для проверки точности хода часов. Очень нужный часовщику прибор, но достаточно дорогой для обустройства точки приема.
Терминология. Более подготовленные любители часов могут обратить внимание на то, как часовщик оперирует спец. терминами. Организаторы точек приема обычно хронометр от хронографа не отличают.
Переход на зимнее время в ночь на воскресенье 27 октября.