Мечта победить земное притяжение не дает людям покоя с давних времен. Существует легенда о знаменитом механике Дедале, который, чтобы бежать с сыном из заточения на острове Крит, изготовил огромные крылья. «Я должен сделать свое детище свободным», - решил мастер. И он сдержал свое слово: вырвавшись из крепких объятий Земли, два человека поднялись в небо... Все в мире повторяется. И однажды гравитацию победил великий часовщик
Это произошло двести лет назад. Абрахам-Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet), владелец мастерских по изготовлению часов, сосланный Французской революцией в родной Невшатель, вскоре после возвращения на берега Сены обратился с письмом к французскому министру внутренних дел. «Гражданин министр, - писал мастер, - имею честь довести до вашего внимания новое изобретение, применимое к приборам измерения времени, которое я назвал Regulateur a Tourbillion, и настоящим испрашиваю привилегию на десятилетний срок». Дата, поставленная в конце письма, 14 апреля 1801 года, стала официальным «днем рождения» турбийона (вихрь, круговорот - фр.) - одной из сложнейших часовых конструкций всех времен и народов.
Бреге, не раз изумлявший публику механическими шедеврами, в поисках путей увеличения точности часов обратил внимание на то, что смещение центра тяжести баланса приводит к ускорению или замедлению его колебаний. А значит, если часы принимают вертикальное положение (а ось баланса - горизонтальное), то они начинают либо спешить, либо отставать.
Причину эту устранить невозможно: законы природы! Другой опустил бы руки, но не Бреге. «Не устранить, так нейтрализовать!» - подумал он. И, решив «кто нам мешает, тот нам поможет», сконструировал механизм, в котором все компоненты регулятора -баланс, спираль и спуск - были установлены на изящную стальную платформу. Платформа совершала полный оборот вокруг своей оси за одну минуту. Это означало, что при неизменном положении часов все погрешности, возникшие в течение первых тридцати секунд, компенсировались в следующие полминуты. Так Бреге заставил змею гравитации укусить собственный хвост.
За часами? В очередь!
Производство изящного механизма турбийона всегда доверяли только наиболее одаренным часовым мастерам, поскольку изготовление вручную «клетки» из тонкой стали или титана и, главное, последующая регулировка всего устройства требуют высочайшей квалификации. Это поставило турбийон в один ряд с редчайшими драгоценностями. Изобретение хитроумного Бреге - нередко в сочетании с хронографами, минутными репетирами или вечными календарями - уже два столетия привлекает истинных ценителей.
В последние годы «вихри» стали поразительно популярны, и производители принялись активно пополнять свои коллекции моделями с турбийонами. В большинстве случаев они приобретают готовые механизмы на таких крупных часовых фабриках, как, например, Nouvelle Lemania. Модели с различными вариантами турбийонов сегодня выпускают более двадцати фирм с мировой известностью. Это Breguet, Patek Philippe, Blancpain, Cartier, Silberstein, Antonio Prezuiso, Cronoswiss, Ikepod, Franck Muller, Jaeger-LeCoultre, Ulysse Nardin, Audemars Piguet, IWC, Girard-Perregaux, Parmigiani, Zenith, Omega, Leschot, Daniel Roth, Vacheron Constantin и другие. Азиатские производители, в частности Seiko, также ведут разработки в этом направлении.
Современные технологии, применение станков с программным управлением и электроэрозионного режущего инструмента позволили добиться такого сочетания цены и качества, которые были недостижимы при традиционном изготовлении. Однако по-прежнему дефицит турбийонов - распространенное явление. Большинство компаний выпускает не больше десяти штук турбийонов в год. При этом стать владельцем заветного сокровища с окошком на циферблате, в котором бьется загадочное механические сердце, непросто: известные часовые фирмы придирчиво подходят к отбору клиентуры. А тот, кому все же посчастливилось занять место в столь престижной очереди, ждет порой не один месяц.
Однако не стоит забывать, что турбийон был изобретен Бреге как дополнение к карманным часам. Они, в отличие от наручных, почти все время находятся в вертикальном положении, как бы «стоят») в специальном жилетном кармане. Поэтому в наручных часах с турбийоном точность все же зависит от того, что их положение постоянно меняется. Но кто же, любуясь бриллиантом, вспоминает о том, что это - ближайший родственник каменного угля?
Различные конструкции турбийонов.
Пример 1.
Классическое решение задачи. Зубчатое секундное колесо 4 укреплено неподвижно па платине часов. С ним находится в постоянном зацеплении триб 3 ходового колеса 2, который при вращении последнего вынужден обегать секундное колесо. Обегание происходит за 1 минуту. Триб 5 делает также один оборот в минуту. Мост баланса 1 имеет иную форму, чем в обычных конструкциях часов. В этом мосту, помимо баланса 6, укреплены также узлы анкерной вилки и ходового колеса. Два груза уравновешивают эти узлы колеса. Баланс выполняют преимущественно разрезным, биметаллическим.
Пример 2
В патенте английского изобретателя Anthony George Randall баланс и пружина b и спуск е установлены на рамке 1, которая вращается одновременно относительно двух осей А1 и А2, установленных под прямым углом друг к другу. При этом рамка 1 прикреплена к колесу 10 с помощью вала, который может поворачиваться в трубке 2. А трубка 2, в свою очередь, прикреплена к поперечному валу 3, который колесо 8 поворачивает относительно оси А2. Колесо 8 сцепляется с колесом 5 зубчатой передачи. Колесо 10 сцепляется с неподвижным колесом 9, поворачивая рамку 1 относительно оси А1. Триб V зацепляется с колесом. W (прикрепленным к трубке 2) и приводит в движение спуск е. В этих часах использование турбийона обеспечивает высокую точность хода, однако часы получаются громоздкими, большими по толщине.
Пример 3.
Вариант выполнения турбийона фирмой Omega. В соответствии с этим изобретением турбиной 20 размещается в центре часов таким образом, чтобы он был виден пользователю. Этот турбиной 20 включает основу 32, на которой размещены балансовое колесо 22, уравновешивающая пружина 24, зубчатая система передач. Все эти элементы ограждены закрепленной на основе 32 «клеткой» 38. Турбийон 20 установлен так, чтобы обладать подвижностью вокруг центральной оси, которая является также центральной осью часов, вокруг которой и происходит вращение часовой и минутной стрелок.
Переход на зимнее время в ночь на воскресенье 27 октября.